Соответствующее заявление сделал в ходе пресс-конференции после заседания глав оборонных ведомств стран ЕС, которое прошло накануне в Брюсселе, шеф европейской дипломатии Жозеп Боррель. По его словам, европейская оборона в рамках реагирования на внезапно возникающие кризисные ситуации должна делать это с максимальной оперативностью.
«Когда возникает срочная ситуация, и вы начинаете обсуждать, спорить, готовить документы, в итоге оказывается, что вы опоздали. Мы должны быть способны реагировать на срочные кризисы как можно скорее», - сказал Боррель, выступая перед журналистами.
Как уточнил глава «европейского МИД», данную идею всецело поддержали министры обороны стран-членов ЕС, а вопросом проработки создания объединенных сил быстрого реагирования занимается специальная комиссия ЕС.
Отметим, что данную инициативу поддерживают 14 членов ЕС, включая главных идеологов «объединенной европейской армии» - Францию и Германию. Предварительно планируется создать многонациональное формирование численностью порядка пяти тысяч человек. Главной задачей данного подразделения станет оперативное реагирование на различные угрозы, возникающие в том или ином месте Европейского союза, а также быстрое развертывание в кризисной обстановке. Оснастить будущие совместные оперативные вооруженные силы планируется современными образцами вооружения о военной техники.
Примечательно, что в недавнем прошлом об усилении обороноспособности стран ЕС говорил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг, уточнив, что членам блока необходимо увеличить расходы на оборону до 2 процентов от ВВП страны, дабы противостоять российской угрозе. Только активного отклика эта идея не нашла. За исключением стран Балтии, живущих почему-то в вечном страхе о так называемом «российском вторжении», которого они не могут десятилетиями дождаться, и ряда европейских государств, не желающих портить отношения с Вашингтоном.
Вместе с тем до конца непонятно: каким образом будут функционировать оперативные вооруженные силы ЕС? Начиная от командования до места постоянной дислокации. Ведь если каждое подразделение будет находиться у себя в ППД (пункт постоянной дислокации), то теряется вся оперативность применения, а тем более и слаживания всех многонациональных сил. К тому же ряд стран ЕС уже задействовали свои войска в контингентах сил НАТО, размещенных в Эстонии, Латвии, Литве и Польше. Получается, что нужно будет выводить свои подразделения из состава миссии НАТО, либо находить дополнительные ресурсы для отправки людей в состав европейских оперативных сил.
Как мы видим, механизм функционирования новой армейской многонациональной структуры пока далек от идеала, либо о нем в Брюсселе не хотят распространяться, с учетом того, что в Вашингтоне явно не одобрят такого самовольства в обход планам НАТО, с учетом того, что альянс, судя по всему переживает не лучшие экономические и идеологические времена.