Председатель КНР Си Цзиньпин сейчас перед сложным выбором: в самый разгар торговой войны с США ему необходимо что-то делать и с затянувшимся кризисом в Гонконге. В этом многомиллионном городе на юге Китая, пользующемся, напомним, большой автономией, уже несколько месяцев кипят нешуточные страсти. Сначала гонконгцы протестовали против закона, который позволял выдавать правонарушителей материковому Китаю. Однако сейчас протесты плавно перетекли в противостояние с властями по широким вопросам демократии и свободы. Причем, речь идет не только о противостоянии с местной администрацией. Акции протеста являются вызовом и для центрального правительства в Пекине.
Проблема по китайским меркам, казалось бы, не такая уж и большая. Особенно, в сравнении, скажем, с теми же отношениями с США в области торговли. С другой стороны, существует опасность расползания нестабильности на материк. Протестное движение, как сильная инфекция, очень часто распространяется вокруг, всех и все заражая.
Революция касок, как окрестили нынешнее протестное движение в Гонконге, опасно для Пекина именно тем, что оно может распространиться и на прилегающие провинции материкового Китая, т.е. остальной КНР.
Казалось бы, решение лежит на поверхности. Пока с демонстрантами без особого успеха борются местные силы правопорядка. Центральное правительство с трудом сдерживается и занимает роль наблюдателя. Однако ставки в этой опасной игре и напряжение нарастает. Очевидно, что местные власти не в силах или не очень хотят восстановить в городе стабильность и спокойствие. Пекин может подавить акции протеста гонконгцев если не в течение нескольких часов, то нескольких дней – вне всяких сомнений! Для этого следует только отдать приказ выйти на улицы местному гарнизону НОАК. Если же солдат, расквартированных в городе, не хватит для восстановления спокойствия, то в Гонконг в течение считанных часов можно перебросить подкрепления из соседних городов. Скажем, из того же Шэньчженя, практически с ним граничащего.
Пока Пекин только время от времени предупреждает демонстрантов не переходить красную черту, но сильнодействующих мер не предпринимает. Думается, что главная причина, сдерживающая Госсовет (правительство) и ЦК КПК, международное общественное мнение и, конечно же, реакция США. На Западе опасаются повторения кровавых событий на площади Тяньяаньмэнь тридцатилетней давности. К тому же, время сейчас не самое подходящее для того, чтобы лишний раз ссориться с Вашингтоном и коллективным Западом.
Дональд Трамп, например, проявляет живейшее внимание к событиям в Гонконге. Белый дом не только призывает Пекин проявлять спокойствие и выдержку, но и напрямую связывает действия центрального правительства в отношении Гонконга с исходом торговой войны между США и КНР. Американский президент и вовсе посоветовал на днях Си Цзиньпину встретиться с представителями протестующих и обсудить пути урегулирования конфликта.
И все же, когда придется делать выбор между опасениями вызвать недовольство Вашингтона и риском распространения протестов на соседние города, что тем самым поставит под угрозу социальную стабильность и спокойствие в полуторамиллиардной стране, а такой выбор рано или поздно делать придется; Пекин, конечно, выберет социальную стабильность и подавит протесты в Гонконге.
Похоже, дело медленно, но верно идет именно к такому варианту развития событий в Гонконге. США не раз обвиняли Пекин в концентрации воинских частей и полиции на границах Специального автономного района (САР) Гонконг. Недавно появилась информация о том, что на стадионе в нескольких километрах от Гонконга собрались несколько тысяч китайских военных. Имеют ли эти демонстрационные приготовления цель напугать демонстрантов в Гонконге или они являются предвестником силового подавления демонстраций в Гонконге, сейчас не ясно.
Сил для подавления беспорядков у Пекина более чем достаточно. Гарнизон НОАК находится в Гонконге уже два десятилетия, после возврата города Лондоном в 1997 году. Штаб гарнизона располагается в деловом районе, в считанных метрах от Bank of America Tower, а казармы разбросаны по всему городу.
В 14 статье Главного закона САР Гонконг говорится, что Администрация города может обратиться в случае необходимости к Центральному правительству КНР за помощью в поддержании общественного порядка и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В прошлом году более четырехсот солдат впервые помогли городским аварийным службам убрать поваленные тайфуном Манкурт деревья. Кстати, местное правительство тогда Пекин о помощи не просило.
В Пекине красную черту, через которую не должны заходить протестанты, определили следующим образом: «Никакой угрозы национальной безопасности, никаких нападок на центральное правительств и никаких попыток использовать Гонконг как базу для расшатывания Китая».
Пресс-секретарь Управления по делам Гонконга и Макао (HKMAO) Ян Гуан заявил, что центральные власти поддерживают Главного министра Администрации Гонконга Кэрри Лам и гонконгскую полицию, но и не исключил использования военной силы для подавления беспорядков. Пекин, к слову, с самого начала демонстраций обвиняет в их организации иностранные державы и, в первую очередь, конечно, США. Госдеп назвал эти обвинения «смехотворными».
По данным исследовательского центра Rand в Гонконге дислоцировано не менее 6 тысяч военнослужащих НОАК. Сказать, сколько тысяч китайских военных находятся на границах автономного района в Шэньчжене, еще труднее. К тому же, как уже на раз заявляли в Вашингтоне, по данным спутниковых снимков, в последнее время к границам САР переброшены несколько дополнительных воинских частей.
Пресс-секретарь Минобороны КНР полковник У Цянь провел на прошлой неделе пресс-конференцию, на которой заявил: «Поведение отдельных радикально настроенных демонстрантов, которые бросают вызов центральному правительству и выступают против основного принципа «одна страна, две системы», абсолютно нетерпимо. «Жемчужина Востока»а не должна быть осквернена».
Генерал-майор Чэнь Даосян, начальник гарнизона Гонконга, публично осудил тех протестантов, которые прибегают к насилию и провоцируют власти. Генерал также заявил о поддержке Кэрри Лам. В тот же день гарнизон Гонконга выставил в сети трехминутный видеоролик, на котором военнослужащие в защитном снаряжении отрабатывают борьбу с демонстрантами при помощи слезоточивого газа, водяных пушек и бронированных автомобилей.
«У нас достаточно решимости, уверенности в своих силах и способности защитить суверенитет Китая и процветание и стабильность Гонконга»,- говорится в пресс-релизе гарнизона, вместе с роликом.
Совсем уж маленьким светлым пятном в этом сгущающемся мраке напряженности стало заявление администрации Гонконга. В начале августа пресс-секретарь Кэрри Лам заявила, что власти полностью владеют ситуацией и в помощи армии не нуждаются.