За рубежом

Борьба за Хафтара

Отношение к фельдмаршалу Халифе Хафтару, который пытается сейчас объединить Ливию под своим началом, резко изменилось

Поделиться: Нравится: 0 Комментарии: 0 Просмотры: 408 Автор: Нравится
Борьба за Хафтара
ETIENNE LAURENT/EPA

Главные мировые державы, еще вчера безоговорочно поддерживавшие Правительство национального согласия Фаиза Сараджа, сейчас рассыпаются в любезностях перед фельдмаршалом и признают его главным борцом с международным террористом и единственным человеком, которому по силам прекратить гражданскую войну в Ливии.

Ситуация в Триполи развивается явно не по сценарию фельдмаршала Халифы Хафтара, явно надеявшегося быстро захватить столицу Лиции и объединить под своим контролем всю страну. Бои затянулись. Возникла тупиковая ситуация, в которой ни у одной из сторон, похоже, не хватает сил для окончательной победы. Результатом сложившегося положения дел являются, к сожалению, не переговоры по прекращению огня между противоборствующими сторонами, а всплеск внешнеполитической активности Хафтара и его противника, премьер-министра признанного ООН и международным сообществом Правительства национального согласия (GNA) Фаиза Сараджа. Они сейчас не столько занимаются борьбой за Триполи, сколько пытаются усилить лагерь своих сторонников за пределами Ливии.

За без малого три месяца, миновавших со дня начала наступления Ливийской национальной армии (LNA) Халифы Хафтара на Триполи международная обстановка вокруг Ливии значительно изменилась. Первым отправился за поддержкой в Европу Фаиз Сарадж. Он посетил столицы четырех главных европейских государств: Франции, Великобритании, Италии и Германии, чтобы получить не формальную помощь от правительств этих государств, которой на тот момент было достаточно, а помощь фактическую. Сарадж просил в Париже, Лондоне, Риме и Берлине оказать давление на фельдмаршала Хафтара и заставить его прекратить бои, отвести войска на позиции, которые LNA занимала до 4 апреля, дня начала наступления на Триполи, и сесть за стол переговоров с GNA.

Здесь будет уместно напомнить, что на вторую декаду апреля ООН собиралась провести в одном из ливийских городов очередную международную конференцию по Ливии с участием всех заинтересованных сторог, включая, естественно, и Сараджа с Хафтаром, на которой планировалось окончательно утвердить дату парламентских выборов. Когда началась операция LNA по освобождению Триполи от террористов (по крайней мере, так были заявлены цели наступления в приказе Хафтара), в Ливии находился генсек ООН Антониу Гуттереш, согласовывавший последние детали конференции. После начала боев конференцию, естественно, пришлось перенести на неопределенное время. Ничего не дала и встреча Гуттереша с Халифой Хафтаром. Все уговоры генсека ООН прекратить наступление не принесли результата. Хафтар стоял на своем в разговоре с Антониу Гуттерешом так же, как в разговорах с другими мировыми лидерами и политиками, пытавшимися уговорить его остановить боевые действия.

Фаиза Сараджа ждал в европейских столицах очень неприятный сюрприз. Очевидно, он надеялся, что Европа превратит поддержку на словах в поддержку на деле; окажет давление на фельдмаршала и заставит его прекратить боевые действия. Однако отношение ведущих европейских держав к событиям в Ливии изменилось, как по взмаху волшебной палочки. Во всех столицах, которые посетил Сарадж, ему говорили о необходимости прекращения огня в Триполи и обещали вновь попросить об этом Хафтара. Однако когда глава GNA заговаривал об отводе отрядов LNA на позиции, занимаемые ими до 4 апреля, поведение европейских лидеров моментально менялось. Они в разной форме: кто-то, как президент Франции Эмманюэль Макрон, почти открытым текстом, откровенно, а кто-то в более завуалированной форме, как премьер-министр Италии Джузеппе Конте, говорили ему, что уговаривать фельдмаршала отвести войска от столицы бессмысленно и что единственное, что может сделать Европа, это попытаться уговорить мятежного фельдмаршала прекратить огонь и сесть за стол переговоров.

Возмущенный Фаиз Сарадж вернулся в осажденный Триполи, фактически обвинив Европу и, в первую очередь Францию, в предательстве и заявив, что он отказывается вести переговоры с Халифой Хафтаром, пока тот не выведет свои отряды из Триполи и не отведет их на позиции, занимаемые ими в начале апреля. Чтобы показать, как он недоволен Европой, Сарадж по возвращении домой объявил о запрете ряду европейских компаний, включая очень крупные, работать в Ливии на том основании, что у них истекли сроки лицензии на деятельность в этой стране. Особенно много в «черном» списке французских компаний. Именно Парижем, который, как выяснилось, уже давно тайно поддерживает Хафтара, больше всего сейчас недовольны в Триполи.

Долго искать волшебника, взмах палочки которого привел к резкой смене отношения к ливийским событиям в Европе, не пришлось. Им является президент США Дональд Трамп. До начала операции по освобождению Триполи от «террористов» США так же, как Европа, безоговорочно поддерживали Сараджа и GNA. Через два дня после начала наступления LNA на Триполи Хафтару позвонил госсекретарь США Майк Помпео и в резкой, почти ультимативной форме потребовал немедленно остановить наступление. После того, как фельдмаршал как ни в чем не бывало продолжил наступление на столицу, казалось, что недалек тот день, когда европейцы во главе с США, как в 2011 году, начнут бомбить позиции Ливийской национальной армии. Однако еще через несколько дней Трамп неожиданно позвонил Халифе Хафтару и не только весьма любезно поговорил с ним, но и отметил его важнейшую роль в борьбе с международным терроризмом. Известно даже, кому удалось изменить отношение непостоянного Трампа к Хафтару. Фельдмаршал должен благодарить за смену отношения Белого дома с гнева на милость египетского президента Сиси, приезжавшего в Америку с официальным визитом накануне наступления на Триполи и уговаривавшего американского коллегу пересмотреть американскую позицию по событиям в Ливии. Еще один человек, к уговорам которого прислушался Дональд Трамп, это саудовский кронпринц Мухаммед. Он уговаривал Трампа о том, чтобы поддержать Хафтара, по телефону.

Так что расклад международных сил вокруг Ливии явно изменился в пользу фельдмаршала Хафтара. Если ранее его твердо поддерживали Египет, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, то сейчас на его сторону фактически перешли главные европейские державы и США. Что же касается премьера Сараджа, то на его стороне теперь остались, кроме ООН, лишь Турция и Катар. Они с самого начала гражданской войны в Ливии поддерживали фельдмаршала, но сейчас у обеих этих стран связаны руки и они не могут оказать своему протеже ту помощь, на которую он рассчитывает.

России с самого начала была верна выбранной в последние годы политике - стараться дружить со всеми. Впрочем, поддерживая Правительство национального согласия, в Москве особенно не скрывали, что хорошо относятся и к Халифе Хафтару. Причем, на Западе раньше, когда Хафтара там терпели лишь потому, что без него мирное урегулирование в Ливии невозможно, не без оснований считали, что Кремль больше поддерживает фельдмаршала, а не Сараджа.

Фельдмаршал Хафтар тоже не сидит без дела. Сразу после Фаиза Сараджа он съездил в Рим, после чего отправился в Париж. Премьер Конте рассказал журналистам, что встреча была долгой и что он попросил фельдмаршала прекратить боевые действия, но никаких заверений, судя по всему, относительно прекращения наступления не получил.

Более конкретными оказались результаты поездки Халифы Хафтара в Париж. Фельдмаршал заявил президенту Макрону, что условия для прекращения операции еще не созрели, потому что большую часть ливийской столицы продолжают контролировать отряды западных милиций, подчиняющихся GNA, многие из которых Хафтар и считает, причем, тоже не без оснований, «террористами».

Надежда на скорое прекращение огня в Триполи и окрестностях стала еще более слабой после недавней поездки премьера Сараджа в Тунис. Там он заявил президенту Туниса Беджи Каиду Эссебси, что согласится на прекращение огня и сядет за стол переговоров лишь после вывода Хафтаром войск из столицы.

[next-url]{next-title}[/next-url] [prev-url]{prev-title}[/prev-url]
 / Главное

Вячеслав Ткачёв — героическая история и жизненная трагедия основателя русской военной авиации

25 августа 1914 года 1914, в ходе Первой мировой войны, летчик Вячеслав Матвеевич Ткачев на самолёте «Ньюпор» вылетел на разведку и на обратном пути попал под оружейный обстрел.

25 августа

«Без кавалерии, артиллерии и без сопротивления со стороны неприятеля» - годовщина взятия и сожжения британцами Вашингтона

24 августа 1814 года британские войска под командованием генерал-майора Роберта Росса заняли и сожгли Вашингтон, в том числе Белый дом и Капитолий. Сожжение Вашингтона является одной из самых чёрных страниц американской истории и самым трагическим эпизодом для США войны с Британией 1812-15 годов.

25 августа

И плавилась броня… Памяти великому танковому сражению

23 августа 1943 года закончилась Курская битва.

24 августа

Армейские. Международные. Свои.

22 августа на военных полигонах 11 стран стартовали VII Армейские международные игры — комплексные учебно-боевые состязания военнослужащих Российской Федерации и их коллег из иностранных государств.

24 августа

Американские СМИ снова пугают аудиторию российской военной угрозой, но бояться должен только агрессор

На прошлой неделе канал CNN разместил материал, в котором опубликовал снимки частной компании Capella Space с полигона Панково на Новой Земле.

23 августа

Международная военная операция в Мозамбике: войска САДК берут крупные города, «Аш-Шабаб» уходит в подполье

На минувшей неделе многонациональные африканские вооружённые силы, направленные в Мозамбик Комитетом Сообщества по развитию юга Африки, консолидировали успехи в мятежной провинции Кабо-Дельгадо.

23 августа

Накрыть «Палантином» и подавить «Жителем»: как развивается один из самых прогрессивных родов войск

Ни для кого ни секрет, что во все времена залогом успешной операции являлось умелое управление войсками.

21 августа

В строй встают одни офицеры: как сейчас служат молодые лейтенанты

«Военная платформа» публикует первые впечатления и опыт начала военной службы одного из выпускников военного училища.

20 августа

Если завтра война? НАТО бряцает оружием у российских границ

Мария Захарова: Россия обеспокоена наращиванием передового военного присутствия США в Прибалтике.

19 августа

«Дал им вместо тленного нетленное оружие — Святой Крест, нашитый на схимах». Капелланы — неотъемлемая часть современных армий

Капеллан — это священник, который служит для военных и гражданских лиц в армии. Термин «капеллан» происходит из ранних христианских времён и связан с именем святого Мартина Турского.

18 августа

Возвращение «Червонной Руси». 107 лет началу Галицийской битвы

18 августа 1914 года началась Галицийская битва, крупнейшее сражение Первой мировой войны между русскими и австрийскими войсками, которое проходило в Галиции и Польше.

18 августа

Российские боевые роботы продолжают развиваться: «Уран-9» получит средства ПВО

Россия рассматривает возможность создания новой роботизированной системы защиты бронетехники и танков в движении. Речь идет о модернизации комплекса «Уран-9» с помощью средств противовоздушной обороны.

17 августа

Учения без согласия Совета Безопасности ООН: KFOR объявил о новых военно-политических мероприятиях НАТО в Косово

30 августа в Косово начинаются учения сил НАТО. Об этом сообщила пресс-служба международных вооруженных сил в Косово и Метохии (KFOR).

17 августа

Разгром французов при Нови: самая трудная победа А.В. Суворова

15 августа 1799 года в ходе Итальянского похода А.В. Суворова союзные русско-австрийские войска в ожесточённом сражении нанесли поражение армии французской директории под командованием генерала Б. К. Жубера при городе Нови.

16 августа

Талибы взяли власть в Афганистане: жёсткое поражение США и контуры надежды на будущее страны

15 августа движение «Талибан» без боя заняло столицу Афганистана Кабул и объявило об установлении полной власти над страной.

16 августа

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Самое читаемое